Переработка зеленого бетона вдвое больше угольной золы, что обеспечивает долговечность

Новое моделирование показывает, что низкоуглеродистый бетон, разработанный в Университете RMIT, может перерабатывать вдвое больше угольной золы по сравнению с действующими стандартами, вдвое сокращать количество необходимого цемента и сохранять исключительные эксплуатационные характеристики с течением времени.

В 2022 году угольные электростанции произвели более 1,2 млрд тонн угольной золы. В Австралии она составляет почти пятую часть всех отходов и будет оставаться в изобилии в течение следующих десятилетий, даже если мы перейдем на возобновляемые источники энергии.

Между тем, производство цемента обеспечивает 8% мировых выбросов углерода, а спрос на бетон, в котором цемент используется в качестве основного ингредиента, стремительно растет. 

Стремясь решить обе проблемы одновременно, инженеры Королевского королевского технологического института (RMIT) объединились с электростанцией Лой-Янг компании AGL и Австралийской ассоциацией по переработке золы с целью замены 80% цемента в бетоне на угольную золу. 

Руководитель проекта RMIT д-р Чамила Гунасекара отметила, что это значительный шаг вперед, поскольку в существующих низкоуглеродистых бетонах обычно не более 40% цемента заменяется летучей золой.

«Добавление нами нанодобавок для изменения химического состава бетона позволяет добавлять больше летучей золы без ущерба для технических характеристик», — сказал Гунасекара из Школы инженерии Королевского королевского технологического института.

Доктор Чамила Гунасекара держит образец низкоуглеродистого бетона
Доктор Чамила Гунасекара держит образец низкоуглеродистого бетона. Автор: Майкл Куин, RMIT.

Поиск новых возможностей в недооцененной золе пруда 

Комплексные лабораторные исследования показали, что подход команды также позволяет собирать и повторно использовать низкосортную и недоиспользуемую «прудовую золу», взятую из прудов-хранилищ угольного шлама на электростанциях, с минимальной предварительной обработкой.

Были созданы прототипы крупных бетонных балок с использованием как летучей золы, так и прудовой золы, и было доказано, что они соответствуют австралийским стандартам по техническим характеристикам и экологическим требованиям.

«Впечатляет, что предварительные результаты показывают схожие результаты с низкосортной прудовой золой, что потенциально открывает совершенно новый, крайне недоиспользуемый ресурс для замены цемента», — сказал Гунасекара.

«По сравнению с летучей золой, прудовая зола недостаточно используется в строительстве из-за ее различных характеристик. Сотни мегатонн отходов золы находятся в плотинах по всей Австралии, и гораздо больше по всему миру».

«Эти зольные пруды рискуют стать угрозой для окружающей среды, и возможность масштабной переработки этой золы в строительные материалы стала бы огромной победой».

Электростанция Eraring и зольная плотина сверху, на заднем плане озеро Маккуори
Электростанция Eraring и зольная плотина сверху, на заднем плане озеро Маккуори. Предоставлено: Ash Development Association of Australia.

Прогресс в моделировании демонстрирует долгосрочную устойчивость низкоуглеродистого бетона 

Пилотная программа компьютерного моделирования, разработанная Королевским технологическим институтом (RMIT) в сотрудничестве с доктором Йогараджа Элакнесвараном из Университета Хоккайдо, в настоящее время используется для прогнозирования характеристик новых бетонных смесей с течением времени.

По словам доктора Югуо Ю, эксперта по виртуальной вычислительной механике в Королевском королевском технологическом институте, давней проблемой в этой области было понимание того, как недавно разработанные материалы выдержат испытание временем. 

«Теперь мы создали основанную на физических законах модель, позволяющую прогнозировать, как низкоуглеродистый бетон будет вести себя с течением времени, что дает нам возможность проводить обратное проектирование и оптимизировать смеси на основе численных данных», — пояснил Юй.

Этот новаторский подход, недавно представленный в престижном журнале Cement and Concrete Research, показывает, как различные ингредиенты в новом низкоуглеродистом бетоне взаимодействуют с течением времени. 

«Например, мы можем наблюдать, как быстросхватывающиеся нанодобавки в смеси действуют как усилитель производительности на ранних стадиях схватывания, компенсируя большое количество медленно схватывающейся летучей золы и прудовой золы в наших смесях», — говорит Гунасекара.

«Включение сверхтонких нанодобавок значительно улучшает материал за счет увеличения плотности и компактности». 

Команда RMIT: (слева направо) доктор Югуо Ю, профессор Суджива Сетунге, доктор Дилан Роберт, доктор Чамила Гунасекара, доктор Дэвид Лоу
Команда RMIT: (слева направо) доктор Югуо Ю, профессор Суджива Сетунге, доктор Дилан Роберт, доктор Чамила Гунасекара, доктор Дэвид Лоу. Автор: Майкл Куин, RMIT.

Такое моделирование, широко применимое к различным материалам, знаменует собой важный шаг на пути к цифровому моделированию в проектировании и строительстве инфраструктуры.

Используя эту технологию, команда намерена вселить уверенность в местные советы и сообщества в отношении внедрения нового низкоуглеродистого бетона для различных целей.

Данное исследование было проведено при поддержке Исследовательского центра промышленной трансформации ARC по преобразованию ресурсов переработанных отходов в конструкционные материалы и решения для экономики замкнутого цикла ( TREMS ).

Проект TREMS под руководством профессора Королевского королевского технологического института Судживы Сетунге объединяет ведущих ученых, исследователей и отраслевых экспертов из девяти австралийских университетов, а также 36 государственных, отраслевых и международных партнеров с целью минимизации отходов на свалках и повторного использования переработанных материалов для строительства и передового производства.

Соответствующие исследования

« Унифицированная модель гидратации для многокомпонентных цементных систем на основе летучей золы с широким диапазоном коэффициентов замены » опубликована в журнале Cement and Concrete Research (DOI: 10.1016/j.cemconres.2024.107487)    

« Сульфато- и кислотостойкость бетона HVFA с добавлением нано-кремнезема » опубликована в журнале «Строительство и строительные материалы» (DOI: 10.1016/j.conbuildmat.2023.132004)   

« Долгосрочные механические характеристики наноинженерного бетона с большим объемом летучей золы » опубликованы в журнале «Журнал строительной инженерии» (DOI: 10.1016/j.jobe.2021.103168)  

История: Майкл Куин

Комментарии закрыты.