Использование золошлаковых отходов нужно расширять
Кожуховский Игорь Степанович, генеральный директор ЗАО «АПБЭ»
Сегодня в России действует 179 ТЭС на угольном топливе, что составляет около 30% всех мощностей ТЭС. Золошлаковые отвалы на многих электростанциях переполнены, например, на Березовской ГРЭС-1, Новочеркасской, Рефтинской, Троицкой, Южно-Кузбасской ГРЭС, Иркутской ТЭЦ-9, при этом расширение отвалов невозможно либо требует значительных затрат. Если ничего не предпринимать, эти электростанции нужно будет останавливать и выводить из энергосистемы в ближайшие годы. Не будем также забывать о вреде, который наносят золошлакоотвалы экологии.
В то же время, по данным АПБЭ, утилизируется и используется только 10% золошлаков, или порядка 2,5 млн тонн в год. Еще 22,5 млн тонн ЗШО ежегодно размещается в золоотвалах угольных ТЭС в дополнение к накопленным ранее 1,5 млрд тонн.
Для сравнения: в Германии и Дании применение ЗШО в производстве строительных материалов достигло практически 100% их годового выхода, при этом в Германии вообще запрещено иметь золошакоотвалы. До 50-70% годового выхода ЗШО используют в США, Великобритании, Польше, Китае. Изменения, внесенные в законодательство Индии, привели к повышению в стране объемов утилизации ЗШО с 29,6% годового выхода в 2003-2004 годах до 53% в 2007-2008 годах, что составило около 70 млн тонн в год.
Между тем золошлаковые отходы угольных ТЭС являются качественным и дешевым минеральным сырьем. Они могут быть широко использованы в строительстве и производстве строительных материалов. Например, при производстве цемента, бетонов, растворов, строительных блоков, жилищном, дорожном и ландшафтном строительстве. При этом использование ЗШО снижает себестоимость производства основных строительных материалов (таких как цемент, сухие строительные смеси, бетон, строительные растворы, стеновые бетонные и пенобетонные блоки, кирпич, тротуарная плитка, элементы благоустройства) самое меньшее на 15-20%.
Применение ЗШО в земляном полотне автомобильных дорог способствует снижению себестоимости работ и изменению качества местных грунтов с неблагоприятными свойствами. Золы и золошлаковые смеси обладают рядом преимуществ по сравнению с грунтами, аналогами которых они являются. Они могут быть использованы самостоятельно для сооружения земляного полотна или для осушения конструктивных слоев из грунтов повышенной влажности. Кроме того, золо шлаковые смеси рекомендуется использовать в земляном полотне вместо песков или песчано-гравийных смесей.
ЗШО могут использоваться в сельском хозяйстве, при извлечении природных ресурсов, в качестве изолирующего материала на полигонах твердых бытовых отходов, для тушения скрытых очагов площадных пожаров и заполнения горнорудных выработок при рекультивации отработанных карьеров.
Потенциал использования золошлаков огромен: на основе подпрограммы «Автомобильные дороги», входящей в состав Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» Агентством по прогнозированию балансов в электроэнергетике были выполнены расчеты потенциально возможных объемов использования ЗШО угольных ТЭС при строительстве автомобильных дорог. По расчетным данным, на период до 2015 года требуется 200,2 млн тонн ЗШО.
Удельные затраты на эксплуатацию золошлакоотвала, экологические платежи, инвестиционные расходы составляют до 5-7% себестоимости производства энергии на угольной ТЭС, стоимость строительства нового золошлакоотвала достигает 2-4 млрд рублей. Но все это включается в тариф и оплачивается конечным потребителем, потому генерирующим компаниям зачастую невыгодно вкладывать деньги в расширение использования ЗШО.
Чтобы изменить ситуацию, нужно в первую очередь изменить законодательную базу. В связи с этим рабочей группой по расширению использования золошлаковых отходов при Комитете Госдумы по энергетике был подготовлен проект федерального закона N 466482-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях улучшения использования золошлаковых отходов», внесенный на рассмотрение нижней палаты парламента 6 декабря 2010 года.
Документ вносит изменения в федеральные законы об отходах, охране окружающей среды, о закупках для государственных и муниципальных нужд. Предлагаемые новации направлены на установление статуса вторичной продукции из золошлаковых отходов на основе их сертификации, кроме того, они предусматривают стимулирование «производителей» золошлаковых отходов к расширению их использования, а также предполагают стимулирование потенциальных потребителей золо шлаковых отходов к использованию ЗШО при выполнении государственных и муниципальных заказов.
Мы только в начале долгого трудного пути. Подготовительная работа проведена, теперь дело за законодателем.
Сложность еще и в том, чтобы собрать в единую картину и упорядочить отношения между субъектами из разных отраслей, до сих пор слабо взаимодействовавших друг с другом. Эти вопросы можно будет эффективно решать в рамках «Национальной ассоциации производителей и потребителей золошлаковых материалов», создаваемой по инициативе ЗАО «АПБЭ» с участием ОАО «Энел ОГК-5», ОАО «ИНТЕР РАО «ЕЭС», ОАО «Кузбассэнерго», ООО «Газпром энергохолдинг». В других странах переработка и использование ЗШО координируются именно в рамках национальных и международных ассоциаций — таких как Европейская ассоциация продуктов сжигания угля, Американская ассоциация угольной золы, Германская ассоциация по маркетингу минеральных продуктов.
Источник: «Российская Бизнес-газета» — Промышленное обозрение №822 (40), 08.11.2011 г.